Lena about Natasha

Видео - Наталья Пономарева;

Наташа (Наталья Петровна Пономарева) родилась в Казани, в дворянской полурусской-полутатарской семье. Среди ее близких, были, конечно же и разночинцы. Отец Наташи ко времени рождения дочери (1895г) имел чин полковника. Мама была дамой вполне эмансипированной и инспектировала гимназии. Семья, конечно же, имела прислугу, но уклад жизни был вполне художественным и строгих порядков не соблюдалось. Все члены семьи (родители, Наташа, два ее брата) нежно любили животных, в частности кошек, сосчитать которых в большом доме Пономаревых не всегда представлялось возможным. Наташа росла, часто предоставленная самой себе, вольнодумным, пытливым ребенком, интересовалась естественными науками, в которых преуспели ее братья, бесконечно рисовала. В гимназии она училась одновременно с Натальей Дьяковской (впоследствии Галой Дали) и, кажется, была дружна с этой неординарной девочкой. Подростком юная Пономарева прекрасно знала историю искусств и так владела кистью, что закончив гимназию, легко поступила в Казанскую Академию Художеств, в класс молодого тогда Николая Фешина, став любимой его ученицей на все годы учебы. Поиски совершенства в живописи привели Наталью, ставшую уже зрелым мастером, в Петроград. Вольнослушателем, желая познавать все новые грани творчества, двадцатипятилетняя девушка занимается в мастерских Петроградской Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН). Здесь и происходит их знакомство с моим будущим отцом.  Пятнадцатилетний Костя Янов – юный вундеркинд, не выглядит подростком. Его живопись индивидуальна, колоритна, смела. Он эрудирован, независим, красив, высок. Долгие пешие прогулки по Петрограду и сказочным пригородам… Чтение книг и наизусть любимого и запрещенного уже Гумилева, Федора Сологуба, Андрея Белого. Отец тогда уже знал «на зубок» поэзию теперь называемую «Серебряным веком». Запоминал, часто с одного прочтения, поэмы, рассказы. Любил Гаршина, не любил Леонида Андреева и обо всем и обо всех в искусстве мог непрерывно говорит часами. И так оказалось, что у них с Наташей общие взгляды на жизнь, на творчество, на роль личности в искусстве. Голод, холод Гражданской войны, послевоенной разрухи, только укрепляют родившуюся близость, НЭП, нежелание Наташи эмигрировать в Америку с учителем - Фешиным, рождают у молодых людей понимание того, что их путь - эмиграция внутренняя и «искусство для искусства». На возможность выжить и не растерять это искусство в себе юноша и девушка тоже смотрят под своим, но очень близким углом… Константин всегда поклонялся красоте, но не законченности античных статуй, не отшлифованности или фотографичности техники, не лиссеровкам, а чуду отражения неба в грязной луже, волшебству косого солнечного луча на петроградской крыше. Поклонялся СКАЗКЕ, возникающей внезапно и ниоткуда. Наташа была Прекрасна. Прекрасна тонкими восточными чертами лица, гибкостью и изяществом «Шамаханской царицы», но, и прежде всего, внутренним светом, лучистостью взгляда, динамикой и неповторимостью. Редкое совпадение общности интересов, целей и взглядов и … восторг перед внешней формой. Если вспомнить строки Михаила Светлова –« Но что есть красота?......» то не перестаешь удивляться, что бывает и так, что и сосуд, и его наполнение одинаково великолепны. Нежная дружба молодых людей переросла в любовь и с 1926 года они живут вместе. Сначала в большой квартире Яновых, где к тому времени живут родители Константина, младшая сестра Верочка. В недалеком будущем снова голод, холод, репрессии 30х годов. Снова страх перед стуком в дверь, который может означать одно - «пришли» и жизнь в одночасье может закончиться. Еще в 1927 году Константин поступает художником на киностудию «Белгоскино» (впоследствии «Ленфильм» - «Леннаучфильм). Наташа вступает в открывшийся тогда Союз художников. Ее живопись более традиционна и понятна зрителю, чем мистические композиции Константина. И, «засучив рукава» она пишет не только многочисленные портреты своего любимого мужа, но и пейзажи, натюрморты, портреты друзей, знакомых, рабочих-передовиков. Людей, прекрасных своим внутренним светом и искренней верой в прекрасное будущее… Но стремительно бегут годы. 37ой, 41ый …Многие погибнут. Погибла и Наташа…Умерла от голода осенью 42ого… Помню рассказ отца о том, как они с Наташей (Пономаревой) лежали и уже не могли подняться, в холодной комнате на Петроградской стороне, на Зверинской, 18. (В комнату коммуналки на Зверинской, неподалеку от семейного дома, супруги переехали в начале тридцатых годов, чтобы не стеснять  семью сестры - Верочку и Юру Траугота-старшего, у которых уже родился старший сын - Александр). Жизнь покидала их. В какой-то момент (а к тому времени папа уже несколько месяцев находился в голодном бреду) отцу показалось, что тепло и свет проникли в него, исходя от соседней кровати, той, на которой лежала, умирая, Наташа. Отец рассказывал, что в то страшное время он искренне верил, что Наташа, его жена, друг и ангел - хранитель еще и просто настоящий АНГЕЛ!  Умело спрятавший свои крылья…. Она умерла. Но верю, знаю, что именно своей любовью, желаньем, чтобы ее любимый Костя продолжал жить, она — действительно чудесным образом — вдохнула в него силы и саму жизнь. И только благодаря этой волшебной женщине папа сумел дожить до эвакуации и не умереть по дороге в Новосибирск, куда был отправлен  вместе с теми работниками киностудии, которые еще держались на ногах, могли передвигаться. Отца, еле живого, весящего около сорока килограммов, в третьей стадии дистрофии, больного цингой, вынесли на руках. Низкий поклон и вечная признательность этим людям.

Елена Янова  (из книги воспоминаний об отце - Константине Янове)

Автопортрет с черепомКонстантин Янов в чалмеПрижизненый портрет Николая Гумилевапортрет к Янова

 

 

 

 

 

Интерью Елены Яновой на открытии выставки:

English