Александр Боровский

20-е годы XX-го века. Живопись и графика Константина Янова (1905-1996) и Натальи Пономарёвой (1895-1942).

/Александр Боровский, выступление на открытии выставки 18-го февраля 2014 г. в Выставочном центре СПбСХ/

… Неожиданность редкая: глядя на работы Константина Янова и Натальи Пономарёвой, испытываешь чудесное ощущение семейной истории, когда художники пишут друг друга, живут в какой-то период, дышат одним воздухом. Это говорит о времени, когда семейная культура защищала от тех громких интонаций - жестоких или просто бытовых, которые шли вокруг. Потому что, сначала авангард был громок, потом он медленно умирал, громок стал официоз. И вот, в 20-30-ые годы – были вот такие, какие-то кружковые, катакомбные восприятия искусства, которые здесь просто считываются удивительно. Во-первых, поражает культура. Обычно мы сейчас пишем, что есть третий путь (есть путь авангарда, есть путь официоза). Но вот в этих художниках поразительно много источников и какой-то свой проклёвывается голос. Фешин виден, конечно, у Пономарёвой в фонах, в фактуре, почти цитаты, а всё-таки – цитаты, неожиданные цитаты – вдруг искра какая-то… Поразительна ”Обнажённая” - с Москвой перекличка, какой-то Земфиров - неожиданно для художника - вот это тоже какая-то камерная линия. Бывает, в стране некамерной камерное звучит гораздо важнее, чем какие-то другие лейтмотивы.

И поразительный, конечно, Янов – замес этих акварелей – Кандинский предсимволического периода, перехода к ” Мосту” и к другим беспредметным вещам. А каковы задумки его, какие-то волхвы, варяги – совершенно свой мир, который в итоге - только его. И поразительно держится масштаб, держится на плоскости. По идее, это фресковое мышление, но волею обстоятельств вынужденное писать на листочках.

А посмотреть на ”Гипс”- по-сути, это ученическая работа. Если бы сейчас так писали студенты, то можно было бы уходить спокойно… Тут всё такое: какой-то банальный гипс, но что-то в этом есть, что-то поразительное, не говоря уже об обычном этом пейзажике. Какой-то странный замес: где-то есть “Круг”, где-то ученики Петрова-Водкина, где-то Савиновские ученики – здесь нет адреса, здесь есть только цитаты. И здесь есть большой уровень живописной культуры. И конечно, проникнутый духом домашности, в период гонений был гарантом сохранения веры определённой.

Благодаря символическим мотивам, в выставке Государственного Русского музея “Русский символизм” было бы самое место этим вещам.

Русский