КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ ЯНОВ. ШАЛОВЛИВЫЙ ДУХ.
В 2007 году ко мне совершенно случайно попала часть бесценного фотоархива моего двоюродного дедушки - Николая Павловича Янова, известнейшего в прошлом военного фотокорреспондента, а впоследствии - кинофотохудожника, сотрудника киностудии «Ленфильм». Совместно с Санкт-Петербургским Музеем истории фотографии (МИФом) и его директором Дмитрием Шнеерсоном мы сделали ретроспективную экспозицию, воспользовавшись материалами из этого уникального архива. На открытие хотелось пригласить людей, знавших Николая Павловича лично. Задача была трудна – многих уже и в живых не было, а с наследниками никаких контактов не осталось… Каково же было мое удивление, когда, потянув за одну из ниточек, ненадежной, переданной через несколько рук информации, я вышла на его родственников, на целую большую ветвь семьи! Да еще какую ветвь! Всемирно известные художники графики – Трауготы, Александр и Валерий. И … их кузина - Елена Янова, дочь замечательного, но запрещенного в СССР художника-мистика Констатина Павловича Янова.
К моему большому сожалению, пообщаться с Константином Павловичем Яновым при его жизни мне не довелось. Удивительно то, я никогда не знала о том, что у меня есть двоюродный дедушка, да еще и уникальный художник. Загадка, оставшаяся так для меня и не разрешенной – почему ветви моей семьи так упорно не хотели сближаться, несмотря на то, что и мама моя, и племянники Константина Павловича Янова – Александр и Валерий Трауготы, и их мать – Верочка и отец, Георгий Траугот – были художниками! Моя мама – изящная акварелистка, восхищалась своими знаменитыми двоюродными братьями, покупала книги с их иллюстрациями, но никогда не пыталась встретиться, пообщаться. Какая «черная кошка» пробежала между ними в юности… Теперь уже не удастся мне этого узнать.
Николай Павлович Янов женат он был на сестре моей родной бабушки, и мы частенько бывали в их хлебосольном доме. Но Константина Павловича там никогда не встречали! Возможно, отношения братьев остыли еще в детстве – когда старший брат Николай посоветовал младшему Косте разбежаться и стукнуться головой об стену. Хотя именно этот момент в жизни, по словам дочери, Елены Яновой, Константин Павлович считал своим художественным озарением. И, похоже, он не шутил. Будучи настоящим художником- мистиком, Константин Павлович мог видеть фатальные или кармические предопределения, совпадения, в любых ситуациях. Насколько не сложились близкие отношения у него со старшим братом, настолько близки были они с сестрой, Верой Павловной, в девичестве Яновой, в замужестве Траугот. Вот почему, Константин Павлович был одним из первых учителей, не считая конечно их собственного именитого отца, для маленьких еще тогда, но очень перспективных Александра и Валерия (Шурика и Лерика, как ласково называли их в семье) Трауготов.
Работы Константина Павловича Янова удивительно многогранны, настолько, что, увидев их, надолго застываешь в восхищении, находя все новые черточки в сюжете, в цветовом решении, в характере героев. Неисчерпаемая фантазия, тонкий юмор, самоирония, но даже не это главное - умение видеть жизнь тонкого плана, настоящее «фотонное» зрение, вот что такое его работы. Изучая удивительную биографию художника, понимаешь, что этот он был ведом в своем творчестве, да и в жизни, самим Богом. Диву даешься, когда узнаешь, что потрясающая палитра цветных графических работ создана их остатков полузасохших акварели и гуаши. Ежедневно рисовал он даже в самые голодные дни блокады, практически умирая от истощения.
Всем нам бесконечно повезло, что его дочь, Янова Елена Константиновна, сохранила бесценное наследие, и, наконец, запрещенный в советские времена художник-мистик К.П. Янов, заслуженно будет представлен на персональной посмертной выставке в Союзе Художников Санкт-Петербурга.
Екатерина Асмус, художник кино, писатель, сценарист.